Рекомендации участникам образовательного процесса

g5

image10

image2

55

По результатам анкетирования, проведённого среди обучающихся 17.10.2023, дети слушают родителей, потому что:

 

вы их любите, и они не хотят причинять вам горе (84%),

вы их уважаете и гордитесь ими (77%),

не упрекаете за мелочи (74%),

переживаете за их неудачи (74%),

заботитесь о них (одеваете, кормите, интересуетесь здоровьем) в меру своих материальных возможностей (74%),

потому что вы хотите, чтобы они выросли хорошими людьми (55%),

доверяете им (52%),

правильно реагируете на их поступки (48%),

справедливы к оценке их поведения, если несправедливы, то можете извинится (39%).

Причинами ссор с родителями называют:

не выполнение указаний родителей (36%),

учеба (26%),

дружба с плохими ребятами (23%),

они пытаются критиковать поведение родителей (19%),

поведение в школе (19%),

поведение в семье (16%),

отказ от работы на благо семьи (13%),

считают себя грамотнее, опытнее родителей (13%),

плохие привычки (пьянство, курение, сквернословие, наркомания) (13%).

Чего бы хотелось больше всего видеть в вас:

просто любили (45%),

были честными (45%),

уважали моё мнение (36%),

больше времени проводили вместе (32%),

выполняли свои обещания (32%),

доверяли мне (32%),

не обманывали меня (26%),

принимали моих друзей (26%),

дали мне свободу (26%),

не ссорились между собой в присутствии детей (23%),

говорили  о моих сильных, а не слабых сторонах (16%),

чаще разговаривали со мной (16%),

 

Любите своих детей!

Стресс. Как его распознать и преодолеть?

Стресс. Как его распознать и преодолеть?

В наше напряженное время уже ни для кого не секрет, что постоянное нервное и физическое напряжение ведет к переутомлению и, как следствие, вызывает стресс.

Что же такое стресс?

Впервые термин «стресс» был введен в медицинскую науку Гансом Селье, который так охарактеризовал это явление: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Таким образом, стресс – это естественная реакция нашего организма на внешние раздражители. Это могут быть: шум; конфликтные ситуации на работе, дома, с детьми; смерть родственника; развод; тюремное заключение; тяжелая болезнь, а также – парадоксальным образом – свадьба; рождение ребенка; повышение по служебной лестнице.

Стрессы могут быть вызваны беспокойством по поводу невозможности оплатить счета, обеспечить себя и близких нужными вещами, проблемами общественной жизни: экономическим спадом, дискриминацией и т. д. Причиной стресса может быть практически что угодно – начиная с технологической катастрофы, заканчивая упавшей неожиданно на голову каплей дождя. Стресс может вызвать даже одно грубое слово. При этом каждый из нас по-своему реагирует на стрессовые ситуации.

Стресс – это не то, ЧТО с вами случилось, а то, КАК вы ЭТО воспринимаете.

Стрессовость ситуации, в первую очередь, зависит от того, как мы к ней относимся. Таким образом, чем позитивнее человек настроен, тем менее он подвержен стрессу, а негативный настрой — это залог стресса. Каждый день мы сталкиваемся с отрицательными эмоциями. Например, день начинается с пробуждения от ненавистного звука будильника, потом поездка в общественном транспорте, плохая погода и т.д. И многие из нас к состоянию раздражения, т.е. к стрессовому состоянию, относятся как к норме жизни.

Очень важно стараться самому и своевременно справляться со своими стрессами. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор — лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например, для одного перевернутая чашка с чаем или кофе или другой  жидкостью — это пустяк, это можно быстро это убрать, а для другого - это стихийное бедствие. Другими словами, стрессор один, а реакция на него абсолютно разная. 

Что чувствует при этом человек?

Сначала идет перевозбуждение нервной и эндокринной системы. Человек становится агрессивным, вспыльчивым, плохо управляет своими эмоциями. Затем ресурсы организма истощаются, возбуждение сменяется апатией (снижением настроения), ведущей к депрессии. Снижается работоспособность, усиливается слабость, сонливость, ухудшается здоровье.

Что же делать?

Прежде всего, остановитесь. Задайте себе вопрос: «Что происходит? В чем причина? О чем мне хочет сказать и что показать данная ситуация?» Важно знать, что стресс – реакция не на факт, а на приписываемое ему значение. Поэтому так по-разному люди реагируют на одно и то же событие. Далее попробуем найти причины такого состояния, изменения ситуации к лучшему и выбор оптимального поведения. Задайте себе вопрос: «Почему я так делаю? Насколько мне это нужно? Нельзя ли без этого обойтись?» Если выявить стереотип поведения, то можно попытаться изменить отношение к стрессу.

Следующий шаг – антистрессовая защита. Что обычно делают люди, когда им плохо? Бегут к подруге и плачутся в жилетку, усиленно курят, успокаивая нервы, или злоупотребляют алкоголем. Но если постоянно «грузить» своих подруг, то можно их потерять. Сигареты по несколько пачек в день просто сделают из вас инвалида, а уж алкоголь из антистрессового лекарства превратится в такую проблему, которая даже несоизмерима с вашим стрессом. Конечно, оптимальным способом избавления от затянувшегося стресса является полное разрешение конфликта, но не всегда это можно сделать самостоятельно. В таких случаях следует обращаться за помощью к психологу.

Любите себя и заботьтесь о себе,

и тогда никакие стрессы не будут Вам страшны.

свернуть

Маркеры суицидального поведения:

  • высказывания о нежелании жить;
  • фиксация на теме смерти, частые разговоры об этом, сбор информации о способах суицида;
  • активная предварительная подготовка к суициду (сбор таблеток, хранение отравляющих веществ);
  • сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве (прямое и косвенное (намеки на возможность суицидальных действий, например, помещение своей фотографии в черную рамку));
  • стойкая тяга к прослушиванию грустной музыки и песен;
  • раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, чувство одиночества (меня никто не понимает и я никому не нужен), сложности контролирования эмоций, внезапная смена эмоций (эйфория, приступы отчаяния);
  • угроза нарушению позитивной социальной идентичности «Я», потеря перспективы будущего или значимого окружения;
  • необычное, нехарактерное для данного человека поведение, в том числе более безрассудное, импульсивное, агрессивное, несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных людей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых;
  • спонтанное злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;
  • снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий, побеги из дома;
  • приведение в порядок дел, примирение с давними врагами;
  • символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей, фото, подготовка и выставление ролика, посвященного друзьям и близким);
  • попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей;
  • часто грустное настроение, периодический плач;
  • снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась; постоянная скука;
  • социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
  • низкая самооценка и чувство вины;
  • повышенная чувствительность к отвержению и неудачам;
  • повышенная раздражительность, гневливость или враждебность.
  • жалобы на физическую боль, например, боль в желудке или головную

боль;

  • сложности концентрации внимания, значительные изменения сна и аппетита.

При наличии более двух поведенческих признаков – нужна помощь специалиста!

Вы можете получить психологическую помощь у педагога-психолога колледжа при обращении или через он-лайн-консультирование

свернуть

Сдавайся или Как пережить экзамен?

Сколько экзаменов каждому человеку приходит­ся сдавать в своей жизни? Вряд ли возможно сосчитать! Много. Или очень много.

Экзамены – это лотерея. Знаешь все, кроме одного билета, и, конечно, именно он тебе и достанется. О том, как исключить подобного рода неприятности, мы и поговорим.

Если ты претендуешь на хорошую оценку, тебе необходимо научиться освоению больших объемов информации. Вначале выдели в курсе самое сложное. С этого и начинай. Естественно, логика повествования нарушится, но ты будешь знать самое трудное, а его-то на экзаменах обычно и спрашивают. Когда ты проштудируешь самую-самую сложную тему, в оставшемся материале опять выдели самое сложное. И так далее. Если тебе не хватит времени на все темы, по крайней мере будешь знать все самое главное.

Тебе нужно продумать тактику подготовки. Попробуй ответить на вопрос: «Зачем ты все это читаешь?» Нужно искать смысл, ставить перед собой вопросы. Тогда прочитанное нанижется на шампур вопроса и останется в памяти. При чтении выделяй ключевые мысли. Тезисы кратко записывай. В конце дня достаточно их посмотреть, чтобы все прочитанное всплыло в памяти. Дойдя до конца очередного раздела, попробуй изложить его содержание в виде схемы – логика прочитанного станет яснее.

Так же просто необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Если целый день слоняться без дела, а потом в ночь накануне экзамена корпеть над учебниками, литрами вливая в себя кофе, ничего хорошего не жди. Поэтому, встав с кровати и позавтракав, садись за письменный стол. Но помни, что человеческий организм больше приспособлен к работе физической, чем умственной, и от напряженного интеллектуального труда устает довольно быстро. Поэтому через каждый час – другой занятий нужен отдых.

Готовиться можно и вдвоем, и втроем — это даже лучше. Разделите темы: один прочитал это, другой то, через час друг другу рассказали краткое содержание прочитанного. И постарайтесь обойтись без лишнего альтруизма: для партнерской подготовки нахлебники не нужны.

И вот наконец настал тот страшный день. Обязательно возьми с собой часы. Сними их с руки и положи перед собой. Прочитав вопросы, мысленно раздели между ними свое время.

Если какая-то задача не получается, отложи ее, переходи к следующей: тебе ведь надо решить как можно больше, а не одну, но трудную. Если на устном экзамене не знаешь какого-то вопроса, осторожненько предупреди преподавателя: «Я начну со второго вопроса» Если не понимаешь, что от тебя требуется, задавай вопросы еще и еще – до тех пор пока суть вопроса прояснится.

Если тебе кажется, что тебя пытаются завалить, – во-первых, не психуй, а во-вторых, предложи вернуться к тому моменту, когда между тобой и педагогом царило согласие. И максимально дипломатично пройди спорный вопрос.

Если не знаешь ответа на дополнительный вопрос, говори, что тебе нужно подумать. Ну кто решится тебе в этом отказать?

Что бы не происходило во время экзамена, помните, что экзамены – это только тренировка перед настоящими жизненными испытаниями. Ответ экзаменатору длится не более получаса. Всего полчаса, и все пройдет. Смелее!

свернуть

Подростковое одиночество: причины и последствия

Подростковое одиночество: причины и последствия

Что такое одиночество? Чаще всего это чувство способно лишь вызвать страх. И это вполне объяснимо. Рассматривая изначально значение этого слова, можно погрузиться в исследования жизни древних людей. Невозможно было выжить в дикой природе, особенно, обладая слабыми физическими данными. А во многих государствах существовал очень своеобразный вид наказания: изгнание. Человека лишали возможности дальше жить в обществе, вынуждая его обрывать связь с миром. Для многих это было равносильно смертной казни.

Одиночество подростков — это не миф. Многие подростки, действительно, чувствуют себя не очень комфортно и обособленно от внешнего мира.

Вы можете более подробнее разобраться в особенностях этого возраста при помощи теста «Оценка знания юношеской психологии».

Предлагаемый Вам опросник содержит высказывания, с каждым из которых Вы можете либо согласиться, либо не согласиться, либо дать «нейтральный» ответ. Если Вы согласны, в дланке нужно отметить «+», если нет – «-», если затрудняетесь дать определенный ответ – «?»

  1. Поверхостное – характерная черта юношей.
  2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.
  3. Если юноши в большей степени думают о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).
  4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений.
  5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.
  6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.
  7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
  8. Повышенная эмоциональная возбужденность и эмоциональная напряженность – характерные черты юношеского возраста.
  9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в юношеском возрасте.
  10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.
  11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.
  12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
  13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
  14. «Чувство одиночества» - характерное переживание юношеского возраста.
  15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
  16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.
  17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
  18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влияниям и т.п.) – характерная черта юношеской самооценки.
  19. Юноши ценят в педагоге его человеческие качества (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.
  20. Юноши склонны предъявлять максималистические требования к коллективу.
  21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.
  22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
  23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
  24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам.

Ключ к тесту

Ответ

Ответ

Ответ

1

+

9

-

17

-

2

+

10

-

18

+

3

-

11

-

19

+

4

+

12

-

20

+

5

-

13

-

21

-

6

+

14

+

22

+

7

-

15

-

23

-

8

+

16

+

24

-

 

В определенный момент подростки начинают замечать, что становятся взрослее, их тело меняется. Это дает им право причислять себя к разряду взрослых. Они уже перестают быть детьми, но родители не всегда готовы общаться с ними на равных. Это одна из причин, приводящих к обособленности. Подростку начинает казаться, что его никто не понимает, он одинок в своих чувствах и стремлениях, что никто его не понимает и в мире нет человека, с которым он мог бы поговорить искренне и открыто. Иногда подросток, действительно, испытывает дефицит общения со сверстниками, со взрослыми людьми. При этом зачастую он не предпринимает никаких шагов навстречу, то есть не делает ничего для того, чтобы избавиться от чувства одиночества. Это происходит по той лишь причине, что подрастающий, но еще далеко не взрослый человек просто не знает, как нужно вести себя в той или иной ситуации, нужно ли ждать, когда кто-то сделает первый шаг, либо начинать активно действовать.

Существуют отдельные фразы, которые не стоит говорить подросткам. Сейчас мы их обсудим вместе. Каждый получит такую фразу, нужно будет пояснить, почему, как вам кажется, так нельзя говорить.

У подросткового одиночества может быть целый ряд негативных последствий. Именно это должно насторожить взрослых людей. Многие из этих последствий являются крайне серьезными и даже опасными.

Многие подростки, находясь в поиске тех, кто их, действительно, будет понимать, связываются с «плохими компаниями». Новые приятели кажутся им очень добрыми, щедрыми и положительными во всех отношениях. При этом такое общение приводит к целому ряду неприятностей. Подросток может начать употреблять спиртные напитки или даже наркотики, прогуливать школу.

Одиночество заставляет учащихся отказаться от посещения занятий. Они просто перестают видеть в этом смысл, ведь в классе, как им кажется, их никто не понимает, не желает к ним прислушиваться. Суицид, либо попытки свести счеты с жизнью — это самое неприятное, с чем может столкнуться семья подростка. К сожалению, в настоящее время в сети действуют целые группировки, которые только способствуют появлению в голове подростков суицидальных мыслей. Членами подобных группировок являются такие же школьники или даже ребята постарше. Все они чувствуют себя одинокими и видят родственные души лишь в лице друг друга. Такое общение не приводит ни к чему хорошему.

Что же делать родителям подростков для того, чтобы их подрастающие дети не чувствовали себя одинокими?

Для начала стоит взять за правило прислушиваться к своему сыну или дочери, наблюдать за всеми изменениями, которые могут с ними происходить. Совершенно не обязательно соглашаться со всеми доводами школьника. Можно настаивать на своем, спорить и даже что-то запрещать, но все должно быть аргументированно. Нельзя подавлять волю подростка и давать ему понять, что его мнение ничего не значит.  

Не нужно требовать от подростка слишком многого. Нередко причиной появления подобного рода проблем в семье становится желание родителей видеть своих сыновей и дочерей самыми лучшими, успешными. При этом каждая неудовлетворительная оценка в дневнике становится причиной для скандала. Давить на подростка или, тем более, запугивать его, категорически запрещено.

Не действовать сгоряча. Каждое решение должно быть обдуманным. Если есть какие-то сомнения, можно посоветоваться со специалистом, попытаться вместе найти пути решения проблемы. Ни в коем случае нельзя оскорблять подростка, разговаривать с ним на очень повышенных тонах и, тем более, применять физическое насилие. Все это лишь приводит к тому, что пропасть между ребенком и взрослым становится все шире и шире. Подросток начинает все острее чувствовать свою обособленность.

Своевременный совет или оказание моральной поддержки, помощь в поиске интересных занятий, отсутствие приказного тона – самая действенная помощь. Нет волшебного рецепта, при помощи которого можно решить любые проблемы. Покажите своему сыну или дочери свое искреннее желание выслушать и помочь. Постарайтесь подобрать ключ к юному сердцу. Но помните, что он без права передачи.

 

свернуть

АНКЕТА ДЛЯ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЯМИ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

Вопросы

Баллы

1. Обнаружили ли Вы у ребенка:

 

1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года.

50

2. Неспособность рассказать Вам о том, как протекает общественная жизнь в школе.

50

3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям.

50

4. Частую, непредсказуемую смену настроения.

50

5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить.

50

6. Частые простудные заболевания.

50

7. Потерю аппетита, похудание.

50

8. Частое выпрашивание у Вас или родственников денег.

50

9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям.

50

10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни.

50

11. Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей.

50

12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения.

50

13. Гневность, агрессивность, вспыльчивость.

50

14. Нарастающее безразличие к окружающему, потерю энтузиазма.

100

15. Резкое снижение успеваемости.

100

16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях.

100

17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией.

100

18. Нарушение памяти, неспособность мыслить логически.

100

19. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т. п.

100

20, Нарастающую лживость.

100

21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.

200

22. Значительные суммы денег без известного источника дохода.

300

23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды.

300

24. Потерю памяти на события, происходившие в период опьянения.

300

25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей.

300

26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т. п., особенно если их скрывают.

300

27. Состояние опьянения без запаха спиртного.

300

28. Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов

300

2. Слышали ли Вы от ребенка:

 

1. Высказывания о бессмысленности жизни.

50

2. Разговоры о наркотиках.

100

3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков

200

3. Сталкивались ли Вы со следующим:

 

1. Пропажей лекарств из домашней аптечки.

100

2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д.

100

4. Случалось ли с Вашим ребенком:

 

1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. п.

100

2. Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения.

100

3. Совершение кражи.

100

4. Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

300

5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе алкогольного).

100

 

 

Если вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Не дайте себя убедить в том. Что Ваши опасения беспочвенны!

Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь!

Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист.

Вы можете связаться с педагогом-психологом колледжа по телефону 445425.

Вы можете посетить подросткового врача-нарколога УЗ «Жодинская ЦГБ» (кабинет 407, детская поликлиника)

И помните!

Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет с ней справиться!

свернуть

Если насилие…

Понятия «дом» и «насилие» кажутся несовместимыми. Дом дает защиту, безопасность, любовь и возможность открываться и развиваться способностям ребенка и взрослого. Однако в мире ежегодно погибают тысячи детей и взрослых не от преступника на улице, не от незнакомого случайного агрессора, а от близкого, родного человека. А психологическое насилие как вид воспитания наносит еще большее количество травм.

Выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми

  1. Физическое насилие
  2. Пренебрежение
  3. Психологическое насилие
  4. Сексуальное насилие

Физическое насилие

Физическое насилие — это вид отношения к ребенку, когда ему умышленно причиняют боль, телесные повреждения или не предотвращают возможности их причинения.

Особенности поведения ребенка – жертвы физического насилия: 

Испытывает страх при приближении к нему родителя; он пассивен или повышено агрессивен; у него появились необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный, теперь он постоянно грустен, задумчив, замкнут); он чувствует страх перед возвращением домой; учащаются случаи причинения себе вреда — саморазрушающего поведения (употребление алкоголя, наркотиков, курение); побеги из дома; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.

Испытавший физическое насилие ребенок, наблюдая за поведением агрессивного родителя, вырабатывает свою агрессивную модель поведения. Но выражение гнева по отношению к насильнику бывает слишком опасно или не приносит результата, поэтому гнев ребенка обращается самого себя, вызывая депрессию, ненависть к себе, саморазрушающее поведение. Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными, а любое наказание считают справедливым.

Основными последствиями физического насилия для детей являются неумение контролировать свою импульсивность, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям. Непосредственно после травмы возникают острые состояния страха, отсроченными последствиями могут стать садистские наклонности.

Пренебрежение или заброшенность ребенка

Физическое пренебрежение:

  • ребенка оставляют без соответствующего его возрасту необходимого питания, или пищу готовят неприемлемым для него способом (например, шестимесячному ребенку дают кусками пищу, которую он не в состоянии жевать и глотать);
  • ребенку не меняют пеленки, памперсы;
  • на плач ребенка не реагируют соответствующим способом (забывают время кормления, не берут на руки, не утешают и не пытаются понять причину плача);
  • ребенка одевают не по погоде.

Эмоциональное пренебрежение:

  • равнодушное отношение к потребностям ребенка и отказ в их удов­летворении («отстань, займись сам чем-нибудь»);
  • отсутствие одобрения успехов ребенка;
  • игнорирование ребенка, т. е. невнимание к нему, неуважение его как личности;
  • нежелание эмоциональной близости с ребенком.

Обычно родители утешают и поддерживают ребенка, когда он несчастен или испытывает боль, и позднее ребенок сам учится регу­лировать свою эмоциональную жизнь. Родители, которые пренебрегают ребенком, эмоционально отвергают его, оставляя наедине с непосильными для него отрицательными чувствами, лишают его эмоциональной защиты и чувства безопасности.

Пренебрежение здоровьем ребенка:

  • отсутствует регулярная проверка здоровья;
  • родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур (вакцинация, лабораторное и диагностическое обследование и пр.);
  • ребенку не покупают необходимые лекарства;
  • ребенку дают заведомо неправильные либо некачественные лекарства или в неправильной дозировке;
  • в случае серьезной травмы или заболевания не обращаются к врачу;

Пренебрежение образованием ребенка:

  • ребенок часто пропускает занятия;
  • родители утром не будят ребенка в нужное время и он часто опаздывает в школу;
  • родители вместо занятий оставляют ребенка дома для присмотра за младшими детьми или выполнения какой-либо работы;
  • родители не заботятся о возможностях развития способностей ребенка;
  • родители не интересуются школьными проблемами и успевае­мостью ребенка.

Нарушения эмоциональной жизни заброшенного или подвергшегося насилию ребенка, проявляются прежде всего в виде эмоциональной неуравновешенности, эмоционального равнодушия, перевеса отрицательных чувств над положительными.

Частое отсутствие в школе становится причиной трудностей в учебе и недоразумений с учителями. Это, в свою очередь, нарастает как снежный ком и формирует страх перед школой и всем, что с ней связано.

Пренебрежение негативно влияет на эмоциональное и психическое развитие ребенка. Родительская забота, тепло и эмоциональная близость создают в ребенке чувство привязанности, которое является основой развития личности ребенка, вселяя уверенность в том, что он желанен, достоин любви и может рассчитывать на своих родителей как на заботливых и учитывающих его потребности людей. Ребенок, привязанный к родителям, использует их как источник безопасности, уверенности в условиях напряженности и стресса. Этот первый опыт привязанности к родителям является моделью последующих отношений с другими людьми.

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам.

В сексуально порочном обращении с ребенком по умыслу выделяют сексуальное злоупотребление (использование в порнографии и т.п.) и собственно сексуальное насилие.

Признаки сексуального насилия

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка.

В первую очередь, детей отличает сексуализированное поведение:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для своего возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменяется эмоциональное состояние и общение ребенка.

Появляются ранее нехарактерные черты:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам у младших детей;
  • противоречивые чувства к взрослым.

Изменяется личность ребенка, его социальное поведение:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой,
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);

Изменяется самосознание ребенка:

падает самооценка, появляются мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Проявляются невротические и психосоматические симптомы: боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком; боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием); головная боль, боли в области живота и сердца.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

Психологическое насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

К психологическому насилию относят, например, частые конфликты в семье и непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за душевного насилия тормозится интеллектуальное развитие ребенка, ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационные способности. Он становится легко ранимым, снижается способность к самоуважению. Ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергать­ся ровесниками.

В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать напряжение из-за неадекватных эмоциональных реакций взрос­лого или другого ребенка: страх, унижение, волнение, подавленность и т. д. Продолжительное эмоциональное напряжение тормозит нормальное, соответствующее возрасту, самовыражение,

Нормальные реакции родителей на успех ребенка — похвала, чувства гордости и радости. Однако, иногда родители выражают равнодушие и даже раздражение. В дальнейшем, ребенок, которому неоднократно приходится сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на его достижения, быстро теряет мотивацию и чувство гордости за свои успехи, он даже делает вывод, что проявлять радость – это неправильно.

Постоянные переживания отрицательных эмоций из-за конфликтов, ссор, агрессии и насилия в семье, а также невозможность признаться кому-либо в своих бедах (поскольку это является секретом семьи) и хоть немного облегчить свою душу приводят к тому, что чувства ребенка как бы замораживаются. Возникает своего рода эмоциональная тупость, которая заглушает боль. Без этого просто не выжить. «Замораживанию» чувств способствует и то, что в таких семьях вообще не принято выражать свои эмоции. С самого раннего детства ребенок слышит: «Не реви!», «Не злись», « «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на ос­нове ряда физических и поведенческих проявлений ребенка, например, если он:

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, имеет сниженное настроение;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается ;
  • замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
  • приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм, развлечениям

Психологическое насилие наносит ребенку не менее глубокую травму, чем физическое, и влияет на всю жизнь в будущем. «Не трогай, опять сломаешь», «дурак, неумеха, бестолочь», «откуда руки растут», «в кого такой уродился» – что только не услышишь, когда родители ругают ребенка за какую-либо провинность или оплошность. Воспитание ребенка в условиях, когда родители систематически унижают и оскорбляют его, выражают неверие в его силы и способности, сравнивают с ненавистным родственником, обвиняют во всех неудачах, приводит к деформации личности, ребенок растет со знанием того, что он плохой и несостоятельный во всем. В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им модели поведения в собственной жизни, в том числе, и в общении со своими детьми.

В основе психологического насилия родителей по отношению к детям лежат их собственные психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет детей. Здоровый человек не издевается над другими. Мучителем становится перенесший муки” (Карл Густав Юнг).

Среди родительских мотивов жестокого обращения с детьми могут быть:

  • потребность найти выход для подавленных чувств (гнев, агрессия, неудовлетворенность работой или браком и т.д.);
  • потребность иметь объект для манипулирования в полном распоряжении (ребенок в силу своей беззащитности и зависимости от родителей – идеальный объект);
  • стремление утвердить правильность собственного воспитания посредством приложения методов, применявшихся их родителями, к своим детям;
  • страх дать детям свободу;
  • страх проявления в детях того, что было подавлено в себе;
  • реванш за боль и унижения, испытанные в детстве (и не только в детстве).

Родители могут не осознавать своих психологических проблем, не бороться с ними и продолжать изо дня в день из лучших побуждений «отравлять» детство собственных детей. Но ведь вред, нанесенный по незнанию или неосторожности, не перестает быть вредом.

Психолог Алиса Миллер в 1080 году в книге «Для твоего собственного блага» назвала такие принципы воспитания “отравляющей педагогикой” и описала основные установки, которыми руководствуются родители – тираны.

Любовь детей к родителям – это их обязанность.

Родители заслуживают уважения просто потому, что они родители.

Дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети.

Высокая самооценка – это плохо.

Низкая самооценка – это хорошо, так как делает людей бескорыстными и способными к самопожертвованию.

Нежность и любовь к детям вредны.

Суровость, холодность, грубость по отношению к детям – хорошая подготовка к жизни.

Удовлетворять детские желания – значит баловать детей.

Притворная благодарность детей лучше, чем честная неблагодарность.

То, как ребенок себя ведет, важнее, чем то, что он на самом деле думает и кем на самом деле является.

Родители не могут говорить глупости или быть виноватыми.

Родители всегда правы.

Главное желание родителей в наши дни — это успешная социализация ребенка. Поэтому ребенок считается “хорошим”, когда ведет себя социально одобряемо: слушается старших, вежливо здоровается и т. д. Он по-прежнему “должен” родителям, но уже не прислуживать в доме или терпеть побои (как в прошлые века), а быть социально успешным: хорошо учиться, быть лучшим — таким, чтобы родители могли им гордиться. Социальные успехи ребенка становятся престижем родителей. И нередко он оказывается виновным, если “не оправдал доверия”: “Лучше бы я пошла работать, чем с тобой сидела!”, “Я столько в тебя вложил(а)!” — то и дело слышит ребенок от родителей. Физический контроль сменяется психологическим: телесным наказаниям предпочитают манипуляции и эмоциональный шантаж (“Веди себя хорошо, и тогда я…”, “Мальчики никогда не плачут”). Миллион условностей, а про безусловную любовь опять забывают!

Любите своих детей!

свернуть

Эмоции и чувства в твоей жизни

Наша жизнь наполнена различными эмоциональными переживаниями. Иногда эмоции помогают нам, благодаря им мы можем в полной мере радоваться жизни. Зачастую с эмоциями связан ряд проблем: они мешают нам проявить себя, произвести должное впечатление на окружающих, являются причинами конфликтов и разлада отношений. Эмоции являются для нас путеводителем – с их помощью мы можем отслеживать те ситуации, которые действительно для нас важны, ведь наше эмоциональное реагирование очень избирательно, эмоции выражают нашу оценку ситуации и отношение к ней. Вряд ли мы будем бурно реагировать на ситуацию, которая не имеет для нас значения.

Мы бурно реагируем только на то, что для нас личностно значимо и действительно важно.

Есть эмоции положительные и отрицательные. Иногда как с первыми, так и со вторыми сложно совладать. Мы привыкли разделять разум и чувства. Однако негативные переживания открывают перед нами новые возможности – преодолевая их, пытаясь побороть их, мы можем выйти на новый уровень, одержать победу над собой или ситуацией. Например, если вам предстоят важные соревнования, состояние тревоги будет индикатором того, что вы стремитесь выступить как можно лучше, если бы вы не тревожились, вряд ли это побудило вас к действиям. Эмоции, пусть и негативные, защищают нас.

И положительные, и отрицательные эмоции нужны – они помогают нам расти и развиваться.

Какую пользу могут приносить нам эмоции?

Страх (тревога) – направлен на устранение угрозы, побуждает к личностному развитию.

Печаль – мотивирует на поиск смысла жизни, принятие ответственности, упрочение связей с людьми.

Отвращение – сигнал другому человеку о неприятии его поведения.

Презрение – средство укрепления групповых норм.

Гнев – помогает устранять препятствия на пути к цели.

Стыд – повышает восприимчивость к эмоциям других.

Вина – стимулирует к исправлению ситуации.

Удивление – подготавливает к эффективному взаимодействию с новым объектом/событием/ситуацией.

Интерес – повышает работоспособность, стимулирует к познанию.

Радость – сопряжена с расслаблением, способствует процессу выздоровления.

Хорошо, если с выражением разных эмоций у вас нет проблем. А что если все ваши переживания таятся глубоко внутри, и вы не можете по каким-то причинам разделить их с кем-то?

Подавление эмоций приводит к серьезным проблемам, ведь истинный их механизм имеет тесную связь с нашим телом. Подавление эмоций вызывает мышечный спазм, мышечное напряжение, что проявляется в головных болях, не зря же говорят, что от накопившихся переживаний болит голова, спина, плечи и т.п.

Эмоции нельзя копить в себе, их нужно выражать, но выражать конструктивно. Конструктивному выражению своих негативных чувств – обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии – очень важно научиться. Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, нужно «выпустить пар». Однако проявление  негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.

Анализ негативных эмоций:

  1. Почему я так рассержен (обижен, напуган)?
    2. Что я хочу изменить?
    3. Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?
    4. В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их» («его»)?
    5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят…», «Они меня не уважают…»)?

Правила выражения негативных чувств

Если вас что-то не устраивает, постарайтесь объяснить, чем именно вы недовольны.
1. Не откладывайте  выражение чувств, делайте это сразу.
2. Объективно опишите ситуацию: «Я рассердился, потому что …».
3. Используйте местоимение «я».
4. Называйте свои чувства по имени: «Я злюсь», «Мне неприятно», «Я расстроен».
5. Подкрепляйте свои высказывания действиями: мимикой, жестами, интонацией. Но не нужно распускать руки — расслабьтесь, вздохните, улыбнитесь.
6. Точно сформулируйте, чего вы хотите.
7. Выслушайте спокойно все аргументы партнера.

Ваша искренность поможет не только решить конфликтную ситуацию, но и даст возможность окружающим уважать вас.

Техники конструктивного реагирования в стрессовых ситуациях.

Если мы спонтанно сталкиваемся с ситуацией, которая вызывает у нас бурное эмоциональное реагирование, то мы можем использовать следующие способы:

самое простое, что мы можем сделать – сосчитать до десяти;

изменяем отношение к проблемной ситуации и тем самым предотвращаем развитие негативных переживаний. Например, пытаемся найти положительную сторону данного явления.

Если мы уже испытали негативные переживания, влияем на свое «тело»: произвольно изменяя физиологические параметры деятельности организма, уменьшаем его отрицательные реакции (это «скорая помощь» в стрессовых ситуациях).

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга.

Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна).

На следующие четыре счета задержите дыхание.

Затем сделайте плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6.

Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.

Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способы формирования эмоциональной устойчивости.
1 . Объективно опишите ситуацию.
2 . Назовите свои чувства, вызванные конкретным поступком партнера.
3 . Конкретно сформулируйте свои желания по отношению к партнеру.
4 . Внимательно слушайте партнера, сохраняйте спокойствие.
5 . Повторите сообщение о своих чувствах и желаниях.
6. Поблагодарите партнера то, что он вас выслушал.

Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. По мнению Жан-Жака Руссо, «все страсти хороши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся».

свернуть

Как оградить подростка от совершения правонарушений?

Деятельность человека состоит из поступков.

         Поступок – главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.

Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

 В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов, и неправомерное, то есть противоречащее нормам права.

Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий.          И далеко не каждый подросток, осознает,  какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям, то есть у них не сформировано правовое сознание.

Правовое сознание предполагает:

1) знание законов и их понимание;

2) принятие правил как личностно значимых, убежденность в их полезности и справедливости;

 3) готовность, умение и привычку действовать в соответствии с законами и правилами.

         В основе любого поступка, правильного, или неправильного лежит мотив – это то, что побуждает к действию.

         Подросткам в возрасте от 14 до 16 лет присущи два основных вида противоправной мотивации: корыстная и насильственно-эгоистическая.

Корыстные мотивы носят незавершенный, “детский”, характер. Правонарушения совершается из-за озорства или любопытства, желания “развлечься”, показать силу, ловкость и смелость, утвердить себя в глазах сверстников, получить их признание. Иногда играет роль стремление к чему-то необычному, желание приключений и острых ощущений (например, угонов автомобилей и мотоциклов). Большая часть правонарушений носит групповой характер и совершается в ситуативно-импульсивной форме. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Наиболее ярким примером группового противоправного поведения является “разгул” болельщиков после футбольного матча.

Насильственно-эгоистическая мотивация у подростков характеризуется высокой эмоциональностью и ситуативностью. Главное в структуре побуждении этой мотивации – потребность к самоутверждению. Самоутверждение через насилие – типично подростковая мотивация. Нередко такая мотивация сочетается с жестокостью поведения.

Многие исследователи в качестве причины противоправного поведения подростков также указывают на фрустрированность потребности в уважении, признании, которая считается одной из базовых потребностей человека и закладывается с раннего детства именно в семье. Когда самооценка подростка не находит опоры в семье и потребность в самоуважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение дискомфорта, которое личность не может выносить долго. И одним из распространенных путей разрешения этой конфликтной ситуации является переход подростка в группу, где его самооценка находит адекватную оценку. Зачастую такими группами оказываются группы с асоциальной  направленностью.

         Очень важно понимать родителям, что они могут сделать, чтобы оградить своё любимое «чадо» от этого.

Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
 В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – родитель тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.
 Действовать только тактично.
 Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.
 Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие ребёнка, чтобы он делился с вами своими проблемами.
  Не пытаться загнать ребёнка в угол, поставить в затруднительное положение.
 Требуя что-то от ребёнка, нельзя торговаться.
 Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
Правонарушения среди подростков гораздо проще предупредить, чем вести борьбу с ними. Предотвратить правонарушения среди подростков можно только  путём целенаправленной работы с ними. В учебных заведениях этим занимаются педагоги и психологи. Но ведущую роль в становлении личности подростка играет его семья. И только во взаимодействии с вами, родителями, вместе, мы сможем добиться результата и проблемы с подростковой преступностью обойдут вас стороной.

свернуть

Признаки суицидального поведения

1.  Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда человек уходит в себя, сторонится вчерашних друзей и товарищей.

2. Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными или семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение человека чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги. Существуют веские свидетельства, что подобные эмоциональные колебания являются предвестниками суицида.

3. Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом – маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.

4. Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение от суицидента. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны товарищей.

5. Нарушение аппетита. Отсутствие его или, наоборот, ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться  как критерий потенциальной опасности.

6. Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. Как показывает опыт, эта зловещая акция – прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

7. Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести крупное эмоциональное потрясение  или  цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться человеку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо   из близких,   личные   невзгоды,  у   него   могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

8. Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человеку должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый человек неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и безработицы. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

9. Угроза. Любое высказанное стремление уйти из жизни должно восприниматься серьёзно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. В таких случаях нельзя допускать чёрствости, агрессивности к суициденту, которые только подтолкнут его к исполнению угрозы. Напротив, необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, консультацию у специалистов.

10. Активная предварительная подготовка. Собирание отравляющих веществ и лекарств, оставление боевых патронов, рисунки с грибами и крестами, разговоры о суициде как о лёгкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни.

Видя эти признаки у подростка важно не проигнорировать их, а попытаться разобраться в сложившейся ситуации и при необходимости обратиться за помощью к психиатру. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся подростки глубже раскрывают свое страдание и тревоги.  Иногда единственной помощью суициденту становится госпитализация его в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным.…

свернуть

Оптимальные условия развития детей в семьях

Оптимальные условия развития детей существует в семьях, где родители умеют и хотят:

  1. Любить своих детей так, чтобы они чувствовали, что их любят и, что в их счастье кроется секрет счастья родителей. Уважать достоинство детей и помнить, что они не готовятся к своей жизни, а уже живут. Следует помнить, что детство — не только самая счастливая пора жизни, но и резерв сил взрослого человека в трудные жизненные периоды.
  2. Терпеливо и кропотливо учить детей всему необходимому, не навязывая своей воли и не подавляя воли детей. Помогать им правильно организовывать свой режим труда и отдыха.
  3. Не оставлять без внимания пробелы в знаниях детей, которые чаще всего являются (по разным причинам) результатом пропусков занятий.
  4. Радоваться успехам, утешать в случае неуспеха, выражая уверенность в возможностях ребенка и в возможности преодоления трудностей.
  5. Помнить что, выполнение родителями своих обязанностей, проявление любви, ласки и заботы по отношению друг к другу и к детям, а также их отношение к своей работе является предметом подражания для детей больше, нежели слова, которые им говорят родители и учителя. Расхождение в словах и делах взрослых учит детей двуличию и лицемерию.
  6. В общении с ребенком не подавлять его волю, требуя беспрекословного подчинения, а уважать в нем Личность, другими словами обращаться с ним так, как хотелось бы, чтобы обращались с вами.
  7. Уважение чувств ребенка (сочувствие) делает родителей друзьями детей, создает возможность для доверительного отношения детей к родителям, а значит, облегчит ребенку период взросления.
свернуть

Синдром эмоционального выгорания

 

Синдром выгорания – это счёт, который предъявляет психика за уже давно отчуждённую, бедную отношениями жизнь.

Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Так как личность человека достаточно целостная и устойчивая структура, то она ищет своеобразные пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Основная причина синдрома — это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Если для педагога нагрузка слишком велика и он объективно не в состоянии этого сделать, то возникает стресс, происходит ухудшение качества работы, может произойти разрыв взаимоотношений либо конфликтные взаимоотношения с участниками образовательного процесса.

Часто синдром вызывается несоответствием между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности, определять способы и методы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой, нерациональной политикой администрации. Результат тотального контроля — возникновение чувства бесполезности своей деятельности. Отсутствие соответствующего вознаграждения за работу переживается работником как непризнание его труда, что тоже может привести к апатии, снижению эмоциональной вовлеченности в дела коллектива, возникновению чувства несправедливости и, соответственно, к выгоранию.

Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идет привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость.

Синдром эмоционального выгорания – механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Выгорание — это отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Симптомы эмоционального выгорания

Поведенческие симптомы:

­ ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

­ сотрудник заметно меняет свой рабочий режим(увеличивает или сокращает время работы);

­ постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

­ чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

­ невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

– дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

 Психофизиологические симптомы:

­ чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

­ ощущение эмоционального и физического истощения;

­ снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

­ общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); ­ частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно­кишечного тракта;

­ резкая потеря или резкое увеличение веса; ­ полная или частичная бессонница;

­ постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

­ одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

­ заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, чувство подавленности).

Социально­психологические симптомы:

– безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

­  частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

­ немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

­ постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

­ чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что­то не так, как надо»);

­ чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

­ общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания:

Позволяйте себе свободно проявлять свои чувства, обсуждайте их со значимыми людьми.

Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

Принимайте помощь и поддержку других, в том числе ­ коллег.

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

Постарайтесь вести здоровый и активный образ жизни.

Помните: сами по себе симптомы профессионального выгорания НИКУДА НЕ ИСЧЕЗНУТ. Работайте над собой.

Обращайтесь за профессиональной помощью психолога, если не справляетесь самостоятельно.

 

Главное – помните: синдром эмоционального выгорания – не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

свернуть