Рекомендации

 

Рекомендации педагога-психолога по выбору профессии

 

Выбор профессии - не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.

 

 При выборе профессии необходимо учитывать следующие факторы:

 

Фактор хочу - желание личности, интересы, склонности;

 

Фактор могу - возможности личности, способности, уровень знаний, психологические особенности личности, состояние здоровья;

 

Фактор надо - потребности рынка труда, потребности в кадрах.

 

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию:

  1. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ

Правильно выбрать профессию может человек четко осознавший:

  • Что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации)
  • Что он есть (знающий свои личностные и физические особенности)
  • Что он может (знающий свои склонности, способности, дарования)
  • Что от него потребует работа и трудовой коллектив.

 

  1. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

 

  1. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в Дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

 

  1. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ

 Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это - психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность,  самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

 

Какие ошибки и затруднения могут возникать при выборе профессии?

  1. НЕЗНАНИЕ ПРАВИЛ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
  • Выбор профессии за компанию
  • Перенос отношения к человеку на саму профессию.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Ориентация сразу на профессии высокой квалификации.
  • Неумение определить путь получения профессии.

 

  1. НЕЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ
  • Незнание или недооценка своих физических особенностей.
  • Незнание или недооценка своих психологических особенностей.
  • Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

 

  1. НЕЗНАНИЕ МИРА ПРОФЕССИИ
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Предубеждение в отношении престижности профессии.
  • Незнание требований профессии к человеку.
  • Устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Голланда

 

 Инструкция: Вам представлены пары различных профессий. В каждой паре отдайте предпочтение одной из профессий и отметьте её. Не теряйте время на раздумья. Наиболее естественно то решение, которое придёт первым в голову.

(Р) Инженер-технолог

(И) Конструктор

(Р) Электротехник

(С) Санитарный врач

(Р) Повар

(К) Налоговый инспектор

(Р) Оператор котельной

(П) Дилер

(Р) Шофёр

(А) Дизайнер

(И) Философ

(С) Психиатр

(И) Химик-исследователь

(К) Бухгалтер

(И) Редактор научного журнала

(П) Адвокат

(И) Лингвист

(А) Переводчик художественной литературы

(С) Педиатр

(К) Банковский служащий

(С) Преподаватель высшей школы

(П) Менеджер по продажам

(С) Спортивный тренер

(А) Художник

(К) Нотариус

(П) Агент по недвижимости

(К) Оператор ЭВМ

(А) Фотограф

(П) Политический деятель

(А) Писатель

(Р) Садовник

(И) Метеоролог

(Р) Автомеханик

(С) Фельдшер

(Р) Инженер-электронщик

(К) Библиотекарь

(Р) Маляр

(А) Музыкант

(И) Биолог

(С) Священнослужитель

(П) Телерепортёр

(А) Актёр

(И) Фармацевт

(К) Ревизор

(И) Программист

(П) Биржевой брокер

(И) Математик

(А) Архитектор

(С)Инспектор по делам несовершеннолетних

(К) Кассир

(С) Учитель

(П) Коммерсант

(С) Воспитатель

(А) Парикмахер

(К) Экономист

(П) Директор рекламного агентства

(К) Корректор

(А) Критик

(П) Заведующий хозяйством

(А) Дирижер

(Р) Лесник

(И) Специалист по ядерной физике

(Р) Пожарный

(К) Архивариус

(Р) Агроном

(П) Председатель     сельскохозяйственного       кооператива

(Р) Закройщик

(А) Певец

(И) Археолог

(К) Аудитор

(И) Работник музея

(С) Специалист       по           семейному консультированию

(И) Ученый

(А) Режиссер

(С) Логопед

(К) Судебный исполнитель

(С) Врач

(П) Дипломат

(К) Секретарь

(П) Журналист

(А) Поэт

(С) Психолог

(Р) Радиомеханик

(П) Прораб

     Подсчитайте количество баллов по каждой профессии, обозначенной одинаковой   буквой:

Р (реалистический тип) = ___      

И (интеллектуацльный тип) = ___      

С (социальный тип) = ___        

К (конвенциальный тип) = ___        

П (предприимчивый тип) = ___      

А (артистический тип) = ____

 

 

 

ОПИСАНИЕ ТИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

Реалистичный тип

 

          Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

         Ориентация, направленность, предпочтения:

Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.

         Профессиональная среда:

Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации.

         Конкретные профессии:

Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

 

Интеллектуальный тип

 

       Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

         Ориентация, направленность, предпочтения:

Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.

         Профессиональная среда:

Наука. Решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи.

         Конкретные профессии:

Физик, астроном, ботаник, программист и др.

 

Социальный тип

 

         Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

         Ориентация, направленность, предпочтения:

Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

       Профессиональная среда:

Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спорт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

       Конкретные профессии:

Продавец, медсестра, милиционер, врач, педагог, психолог и т.п.

 

Конвенциальный тип

 

       Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Способности к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблемам, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

       Ориентация, направленность, предпочтения:

Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.

       Профессиональная среда:

Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующие способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.

       Конкретные профессии:

Оператор ЭВМ, бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др. 

 

Предприимчивый тип

 

         Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, хорошие организаторские качества.

       Ориентация, направленность, предпочтения:

Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.

       Профессиональная среда:

Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия

       Конкретные профессии:

Бизнесмен, маркетолог, менеджер, директор, заведующий, журналист, репортер, дипломат, юрист, политик и т.д.

 

Артистический тип

 

       Психологические характеристики, особенности личности, способности:

Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, хорошие двигательные способности и восприятие.

       Ориентация, направленность, предпочтения:

Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентированного рабочего времени, следования правилам и традициям.

       Профессиональная среда:

Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

       Конкретные профессии:

Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и т.д.

 

       Сделать однозначный вывод о принадлежности к одному определённому типу личности можно только в том случае, если оценка этого типа на несколько баллов выше, чем оценки других типов. 

 

И главное – не бойся сделать неправильный выбор, ошибку всегда можно исправить!

 

 

свернуть

Перспективный план взаимодействия Жодинского государственного колледжа и отдела по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома   на  2020-2025 годы

 

 

Наименование мероприятия

Время проведения

Ответственные

1

Профессиональная подготовка обучающихся Х классов учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Трудовое обучение»

в течение учебного года

Жодинский государственный колледж

Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома

2

Разработка и согласование графика посещения колледжа обучающими IX классов учреждений общего среднего образования

декабрь

Жодинский государственный колледж

3

Проведение выборочного анкетирования о профессиональных намерениях выпускников, ориентированных на получение ПТО

декабрь

Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома

4

Единый день профориентации для выпускников IХ классов учреждений общего среднего образования

Согласно графика

Жодинский государственный колледж

Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома

5

Предоставление информации в учреждения общего среднего образования для размещения на сайтах и стендах "Жодинский государственный колледж приглашает".

январь

Жодинский государственный колледж

6

Проведение круглого стола с классными руководителями IX классов школ города на базе Жодинского государственного колледжа. Экскурсия по колледжу.

февраль

Жодинский государственный колледж

7

Посещение родительских собраний в учреждениях общего среднего образования (по согласованию с администрацией школы) с целью ознакомления родителей с информацией о специальностях, квалификациях, сроках обучения, правилах и порядке приема в колледж.

март-май

Жодинский государственный колледж

8

Посещение классных часов в IX-Х классах (по согласованию) с целью проведения профориентационных бесед, распространение спецвыпуска газеты «Лицеист»

март

Жодинский государственный колледж

9

Распространение буклетов в учреждениях общего среднего образования «Компас профессий» по профессиям: «Продавец», «Швея.», «Сварщик», «Станочник», «Слесарь по ремонту автомобилей», а также спецвыпуска газеты «Лицеист», содержащего информацию о специальностях в 2023 году и об особенностях обучения в колледже.

ноябрь-июнь

Жодинский государственный колледж

10

Посещение учреждений общего среднего образования с выступлением агитбригады «Будущее- с нами» с программой «Сделай свой выбор» (по согласованию)

март

Жодинский государственный колледж

11

Организация и проведение Дней открытых дверей «Выбирая профессию – выбираешь будущее».

март

Жодинский государственный колледж

12

Предоставление списков учащихся IX классов (с указанием адресов и телефонов)

апрель

Отдел по образованию, спорту и туризму Жодинского горисполкома

свернуть