Уважаемые родители!

 

Вы, безусловно, – самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка.

Это – здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

  

Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом месте, – во дворе или на дискотеке. Сегодня 60 % подростков подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

 Помните!

Чем раньше Вы заметите проблему, тем легче будет справиться с бедой.

 Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье? Да – если Вы опасаетесь за жизнь и здоровье Вашего ребенка. Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

·       утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;

·       сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;

·       нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;

·       резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;

·       непривычная раздражительность и агрессия;

·       замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;

·       сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;

·       телефонные разговоры (особенно «зашифрованные») с незнакомыми лицами;

·       стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

·       нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;

·       необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;

·       долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;

·       нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

·       специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);

·       незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;

·       неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;

·       необъяснимые «потери» денег и пропажа вещей из дома.

 

Что делать, если вы заподозрили неладное? Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели могут решить судьбу Вашего ребенка! Не теряйте времени! 
Результаты тестирования получены,  что делать? При отрицательном результате Вы испытаете радость, что тест дал отрицательный результат.

Чтобы навсегда сохранить веру в ребенка и себя:

 

1.   Сами живите яркой, наполненной, здоровой жизнью!

Ребенок – это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка собой – не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее».

 

2.   Будьте вместе со своим ребенком!

Старайтесь проводить с ним как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью.

 

3.   Любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть!

К употреблению наркотиков наиболее склонны подростки с низкой психоэмоциональной устойчивостью, склонные неадекватно реагировать на стресс, не умеющие найти выход из психотравмирующей ситуации, имеющие высокий уровень притязаний и низкую самооценку. Почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите. Критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.

 

4.   Не опоздайте! Вовремя дайте ребенку всю необходимую информацию.

Научите его отвечать решительным отказом на предложение попробовать наркотики. Эксперименты детей с психоактивными веществами начинаются уже с 3–4 класса. Ваша информация должна опередить негативное влияние наркоманов, их рекламу «самого крутого и модного кайфа». Не оставьте вашего ребенка безоружным!


Результаты тестирования получены,  что делать? При положительном результате Вы испытываете:

 ·       чувство вины за ребенка («Где упустили? В чем наша ошибка?»);

·       гнев на себя и ребенка и бессилие изменить то, что уже свершилось? («А что я теперь могу сделать?»);

·       стыд и недоверие к окружающим («Вы меня не понимаете… у Вас ведь нет ребенка-наркомана…»);

·     страх быть отвергнутым родственниками, друзьями.

 Помните!

Полученный результат – отправная точка для построения нового образа жизни Вас как ответственного родителя, готового помочь Вашему любимому ребенку справиться с его проблемами.

 1.          Лучшая защита – это нападение.

Лучшее средство уберечь вашего ребенка от наркотиков – совместное участие в профилактической работе. Социально-психологические тренинги, ролевые игры, основанные на стратегиях сопротивления социальному давлению и пр., в два раза снижают уровень употребления наркотиков.

2.          Не боритесь в одиночку. Объединяйтесь с теми, кто заинтересован в решении этой проблемы.

Наркобизнес – один из самых прибыльных видов бизнеса. Громадная всемирная сеть хорошо организованных людей получает бешеные деньги, распространяя эту страшную болезнь. Бороться с этим в одиночку – бессмысленно.

3.            Диагностика с применением тестов – это лишь первый шаг, после которого в случае установления фактов употребления наркотика обязательно нужно обратиться к врачу-наркологу, психологу.

Помните!

Без вашего активного участия ситуация Вашего ребенка к лучшему не изменится. Эта проблема очень трудна, но разрешима.

Как реагировать, если ваш СЫН, ДОЧЬ, Ученик подтвердил, что употребляет наркотики?

(для родителей и специалистов)

1.   Будьте спокойны, держите себя в руках, ведь для ребенка было очень сложно рассказать вам о том, что он принимает наркотики, и он, в свою очередь, ждет от вас поддержки и помощи, а вовсе не нервного срыва.

2.   Поблагодарите ребенка за доверие и честность и четко обозначьте свою позицию: я люблю и принимаю тебя, но я не принимаю употребление наркотиков.

3.   Постарайтесь узнать, как долго, что именно и в каких количествах ребенок употребляет, что он получает от употребления, но помните, это не допрос, а беседа, будьте тверды, но внимательны к чувствам ребенка.

4.   После беседы позвоните на телефон горячей линии, опишите ситуацию и выслушайте все рекомендации.

5.   Помогите ребенку пройти обследование и, при необходимости, лечение.

Помните!

 Определить, сформировалась зависимость или нет, может только специалист.  Не делайте скоропостижных выводов и не отчаивайтесь.  Вы все это знаете… Теперь главное – понять. Прочитайте еще раз.  НаучитеСЬ говорить «нет» наркотикам!

Сказать «нет» – это целая наука, которую, кстати, не всегда до конца постигают даже взрослые люди.

Отказывая, важно смотреть собеседнику в глаза.  Твой голос должен быть твердым и уверенным.  Ты имеешь право принимать решения, говорить «нет» и не чувствовать себя за это виноватым.

Некоторые примеры или сценарии отказа:

 1.   «Нет, я не употребляю наркотики». Это ответ, который не требует объяснения, и может звучать вслед за предложением любого вида наркотиков.

 2.   «Нет, спасибо. Мне надо идти на тренировку». Рациональное обоснование отказа не вызовет удивления у тех людей, которые предлагают попробовать наркотик. Это так же не вызовет у них особых опасений – они убедятся, что это не их жертва и очень быстро потеряют интерес.

3.   На вопрос «Тебе слабо?» можно ответить так: «Мне слабо сидеть на игле всю оставшуюся жизнь».

4.   «Спасибо, нет. Это не в моем стиле».

 5.   «Отстань!»

 6.   «Почему ты продолжаешь давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?»

 7.   «Наркотики меня не интересуют».

 8.   Если собеседник начинает подтрунивать над отказом, нужно поддержать «шутливую» форму разговора.

  Если давление будет все настойчивее, нужно помнить, что всегда можно просто уйти.

Информационные технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Профилактика наркомании в молодежной среде: Методические рекомендации. Ярославль: Изд-во “Медиум-пресс”, 2002. 40 с. У нас в стране разработаны интересные технологии профилактики наркомании и алкоголизма среди детей и подростков, которые могут использовать в своей практической работе педагоги образовательных учреждений, психологи и социальные педагоги. Первый постулат профилактики наркомании – заполнение информационного вакуума. Принципы информационной работы сводятся к трем основным проектам: I. Необходимо создать постоянно действующий и стабильно финансируемый “конвейер” публикаций и рекламы в СМИ по профилактике наркомании. Решение такой задачи невозможно на общественных началах, с ней может справиться специализированная пресс-служба, работа которой строится на принципе выполнения государственного заказа. Следует сформулировать основные принципы публикаций по профилактике наркомании. 

Первое – информация должна быть в целом позитивной и не нести оттенка безысходности.

Второе – негативная информация должна содержать сведения о трагических последствиях употребления наркотиков.

Третье – нельзя показывать в СМИ сцены употребления наркотиков и людей в состоянии эйфории, демонстрировать наркотические средства.

Четвертое – резюме любой публикации должно содержать четкую, всем понятную рекомендацию по профилактике наркомании.

Пятое – любая публикация должна воздействовать на мотивационную сферу адресной аудитории.

Шестое – в подготовке материалов обязательно должны участвовать специалисты (наркологи, психологи, социальные педагоги, сотрудники правоохранительных органов, работающие в сфере реализации антинаркотической политики).

Седьмое – каждая публикация по профилактике наркомании должна быть одобрена специализированным экспертным советом.

I. Телефонное консультирование. Три варианта телефонных служб, работающих в единой методической увязке, послужат не только информационным мостом для населения, но и позволят динамично отслеживать социальные координаты наркотизма:

а) телефон “горячей линии”, задача которого – широкое информирование населения по всем вопросам, связанным с химической зависимостью, об учреждениях, занимающихся лечением, реабилитацией и социальной адаптацией наркозависимых;

б) телефон поддержки для наркозависимых и членов их семей; эта служба действует в круглосуточном режиме, на телефоне работают сертифицированные консультанты по химической зависимости;

в) телефон “доверия”, отличающийся от телефона поддержки тем, что на нем работают специалисты, профессиональные психологи.

II. Internet сегодня изобилует как антинаркотической, так и противоположной информацией. По интенсивности воздействия на психику Internet значительно превосходит все СМИ. Поэтому использование информационного ресурса Internet просто необходимо, без него сегодня не работает ни одна солидная организация по профилактике наркомании. В настоящее время в России и на Украине действует интернетная “Система информации на русском языке по профилактике алкогольных, табачных и прочих интоксикационных проблем”. Участие в этой системе позволяет получать большое количество материалов по профилактике наркомании, касающихся практических аспектов реализации программ профилактики наркомании в различных регионах России.
Весьма перспективно создание “Городского антинаркотического сервера”, при участии наиболее крупных заинтересованных учреждений. В структуре этого сервера будет содержаться информация об организациях и учреждениях, осуществляющих антинаркотическую, наркологическую и профилактическую деятельность, публикации, материалы по профилактике наркомании. Целью сервера станет обеспечение доступной и достоверной информацией населения, расширение контактов, консультирование on-line.

Технологии активизации общественного мнения при профилактике наркомании и алкоголизма

Общественные технологии играют достаточно весомую роль в системе профилактики наркомании и алкоголизма. На любой территории можно внедрить следующие способы:

· Технология “выдавливания” наркоманов из определенного района. Приводит к временному оздоровлению ситуации, особенно в школах, но не является радикальной, потому что в другом районе число наркоманов увеличивается. Применима для маргинальных и полумаргинальных районов, носящих характер гетто. Движущая сила этой технологии – родители наркоманов, которые прекратили употреблять наркотики, и родители погибших наркоманов.

· Волонтерское движение. Достаточно специфическая и “интеллигентная” технология. Может принимать форму общественных советов, уличных комитетов, школьных организаций. Коротко охарактеризовать ее суть можно в двух словах: работа общественных социальных работников на добровольных началах. Эта технология имеет достаточно небольшую эффективность из-за низкого порога воздействия на распространителей и потребителей психоактивных веществ. Применима в интеллигентных районах. Движущая сила – благополучные родители и подростки, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем.

· Технология “натравливания”. Обладает очень высокой эффективностью, но часто при ее реализации происходят действия, которые с трудом могут быть признаны законными. Суть ее заключается в том, что создается открытый информационный канал (пейджер, телефон горячей линии), куда любой может сообщить о месте, где торгуют наркотиками. Информация об адресах распространителей проверяется силами общественности. Движущая сила этой технологии – родители наркоманов. Применима на территориях с различным социальным составом населения.

· Группы поддержки, или группы созависимых, – традиционная и эффективная форма работы по третичной и, отчасти, – вторичной профилактики наркомании во всем мире. Жизненный опыт родственников наркозависимых в преодолении проблем аддиктивного поведения вносит большой вклад в формирование общественного мнения, а при реализации единой антинаркотической политики очень важно направлять общественное мнение в конструктивное русло. Такие группы перестали быть новинкой, однако многим из них не хватает методической и организационной поддержки. Группы поддержки – это массовое движение. Если хотя бы 20% родственников наркозависимых, состоящих на учете в наркологических диспансерах, примут участие в работе по созависимости, область получит 4-5 тысяч граждан, поддерживающих антинаркотическую политику. Кроме того, психологическая работа с созависимыми (равно как и поддержка созависимых друг другом) приводит к улучшению состояния психического здоровья общества.

Образовательные технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Один из эффективных способов заполнения информационного вакуума – широкое использование образовательных и просветительских программ по проблемам химической зависимости. Классификация этих программ ведется по принципу целевых аудиторий:

· Просветительские программы по проблеме химической зависимости для всего населения.

· Программы обучения родителей учащихся общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, ПТУ, техникумов.

Основная цель обучения родителей – научить их выстраивать свои отношения с детьми, избегая конфликтов. Освоение навыков раннего выявления химической зависимости и предрасположенности к ней. Формирование волонтерского актива из числа родителей здоровых детей.

· Программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, действующих в образовательных учреждениях и центрах “Семья”. Данный тип образовательных программ строится по принципу “тренинг тренеров”. Здесь следует придерживаться специальных аспектов химической зависимости и ее профилактики.

· Обучение руководителей предприятий тактике административных мер по профилактике наркомании и алкоголизма в трудовых и творческих коллективах.

· Образовательные программы для учащихся школ, ПТУ, лицеев, техникумов, студентов вузов. Данные программы несут достаточно большой риск нонконформистских поведенческих реакций подростков. В ответ на информирование о химической зависимости происходит ускоренное вовлечение подростков в потребление психоактивных веществ, поэтому программы профилактики наркомании и алкоголизма среди молодежи и подростков должны осуществляться только высокопрофессиональными специалистами.

Особое внимание педагогам необходимо обратить на превентивные диагностические технологии и технологии занятости, поскольку они в большей степени могут быть использованы в практике деятельности образовательных учреждений.

Превентивные диагностические технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Раннее выявление потребителей психоактивных веществ – наиболее важный аспект профилактики химической зависимости. Для использования в организованных коллективах (школы, ПТУ, институты, трудовые коллективы и т.п.) предлагается алгоритм поступенчатой диагностики химической зависимости.

I уровень. 
Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе. На основании чего вычленяется группа риска. Такую диагностику проводит специально обученный педагог или социальный работник.

II уровень 
Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах…). Эту оценку проводит социальный работник или специалист по социальной работе. Данный уровень позволяет сузить группу риска и подготовить переход на следующий, более точный уровень.

III уровень 
Психологическая диагностика. Проводится опытным психологом или психотерапевтом. Цель психодиагностики – установить структуру проблем поведения у каждого из группы риска, выявить степень склонности к употреблению психоактивных веществ.

IV уровень 
Клинико-диагностический уровень. На этом этапе возможны варианты:

а) “золотой стандарт” – скрининговые исследования мочи на наличие психоактивных веществ;

б) консультация врача-нарколога (при наличии явных признаков наркотического опьянения);

в) аппаратное психофизиологическое исследование.
Этот уровень проводится специалистами-наркологами, именно на данном этапе можно достоверно разделить лиц, страдающих химической зависимостью и предрасположенных к зависимости.

V уровень 
Принятие решений по тактике мероприятий с выявленными зависимыми и предрасположенными к зависимости.
При осуществлении превентивной технологии в соответствии с данным алгоритмом следует придерживаться следующих постулатов:
· В любом коллективе многие могут принимать психоактивные вещества, но немногие страдают химической зависимостью.
· Любой факт приема психоактивных веществ, равно как и участие в неформальных группах, следует относить к факторам, предрасполагающим к химической зависимости.
· Любая химическая зависимость изменяет поведение и успеваемость.
· Причины любой химической зависимости находятся в семье.

Технологии занятости в профилактике наркомании и алкоголизма

Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ борьбы с наркоманией. Эта работа строится по следующим направлениям:

I.Клубная работа. 
Организация разнообразных клубов и профессиональное методическое обеспечение их деятельности может не только структурировать свободное время подростка, развивать творческую и деловую активность, но и значительно повышает коммуникативный и познавательный ресурс ребенка.

II. Дополнительное образование. 
Воскресные школы (в том числе и религиозные), факультативы уменьшают запас свободного времени и увеличивают багаж заданий, который требует не только времени, но и занимает внимание подростка. Организация таких мероприятий в пределах одной школы или одной территории позволяет поднять позитивный потенциал детей и их родителей.

III. Временное или частичное трудоустройство подростков. 
Мера наиболее эффективная в тех слоях общества, которые обладают невысоким адаптационным потенциалом. Целесообразна для внедрения в небольших поселках, районах, где проживает большое число неквалифицированных рабочих, где концентрируются маргинальные и полумаргинальные личности. Проблема создания дополнительных рабочих мест для подростков решается путем муниципального финансирования.

Административные технологии профилактики наркомании и алкоголизма

Для осуществления любых мер по профилактике наркомании и алкоголизма всегда требуется финансирование и поддержка власти. В административных технологиях существуют два главных аспекта:

I. Создание условий заинтересованности органов власти и управления проблемами химической зависимости. Здесь применимы три основных метода воздействия на власть:

а) пресса;

б) общественное мнение;

в) административный ресурс.

II. Воздействие со стороны органов власти и управления на учреждения и организации с целью внедрения всех элементов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, программ профилактики наркомании и алкоголизма.

Семейные технологии, используемые для профилактики наркомании и алкоголизма

Фактор наличия семьи и детей снижает риск возникновения химической зависимости у молодых людей, даже из групп риска. Стимулирование рождаемости материальными, нематериальными и психологическими способами, особенно через средства массовой информации, конечно, не является прямым методом

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

21.10.2017 · Администратор · Комментариев нет
Рубрики: Рекомендации родителям, СППС Рекомендует


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: